пятница, 3 июня 2011 г.

Советы родителям старшеклассников

Добрый день, уважаемые родители! 
Я только учусь создавать блоги, поэтому в  качестве пролога публикую 
Девять заповедей семейного воспитания


1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен его предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. Только деятельная любовь родителей поможет одним сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои природные недостатки и превратить их в достоинства.
2. Никогда не приказывайте из прихоти. Непрестанно вмешиваться в жизнь ребенка опасно. Изводить малыша по пустякам - значит оглупить его: вскоре он не сможет отличить мелочь от серьезного проступка. Но нельзя и игнорировать проступки, ибо ребенок не сможет выработать у себя понимание их негативных последствий. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок. Чтобы научиться отличать первое от второго и впоследствии не боятся ошибок и избегать проступков.
3. Не принимайте решения в одиночку. Принимая решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. Отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигнут школьного возраста, следует и их включить в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.
4. Собственное поведение родителей - главный фактор в воспитании детей. Особенно вредны шумные и бурные скандалы в семье: от них дети страдают даже больше, чем взрослые. Личный пример - лучший способ объяснения. Трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если его отец курит. Нельзя добиться аккуратности от девочки, если сама мама неопрятна и безвкусно одета. Вот что писал об этом Лев Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей… Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя. То упраздняется вопрос о воспитании и остается вопрос жизни: как самому жить? Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать…воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться; только эти люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны».
5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит вам. Разговаривайте с детьми, вызывайте их на обсуждение вашей работы, домашних дел, денег, предстоящего отпуска. Спорьте, но уважительно и сохраняя при этом доброе отношение к детям. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признать свою неправоту. Семья - первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни.
6. Не допускайте излишеств в подарках детям. Часто дети, соблазнившись рекламой, просто осаждают нас просьбами. В результате родители разучиваются им отказывать, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучат детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не делает подарков - их надо заработать. На это обращал особое внимание и В.А. Сухомлинский. Он указывал, что, как только ребенок открыл глаза, как только осознал себя, ему постоянно чего-то хочется. Потребности - двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживший их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадежным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве безумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит еще более страшное бедствие - нежелание трудиться. Следует понять, что современный кризис, который переживает человечество. Вызван тем, что люди не научились регулировать свои потребности, блокировать те из них, которые ведут к экологическому и нравственному кризису.
7. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща. Обязанности в семье необходимо распределить. Мать не должна быть слугой в доме. Важно приучить детей к чистоте в раннем детстве. Нужно установить определённые правила уборки, и всей семьёй чётко им следовать. Режим дня должен быть целесообразным, разумным в глазах родителей, и в глазах ребёнка. Если вы требуете, чтобы дети в определённый час сходились к обеду, они должны понимать: такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению еды и уборке после обеда, а главное. Чтобы всей семьей собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать: это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги, которые покупаются продукты.
8. Держите дома двери открытыми. Дети не должны чувствовать себя привязанными. Двери дома должны быть открыты и для друзей. Необходимо доверять детям, но они должны научиться свободе. Ведь это совсем не просто. Надо помочь детям выработать чувство ответственности за свободный выбор поступков, товарищей. Если в семье добрые, уважительные отношения друг к другу, если дети не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам и заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не понадобится ничего скрывать от родителей и последние сумеют предостеречь их от необдуманных поступков.
9. Устраняйтесь в положенное время. Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо. Но это необходимо для них. Не мешайте им в этом. Ведь одно из назначений семьи - выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, развить это и отдать на общее благо. Отделившись от родителей, в самостоятельную жизнь, дети начинают новый цикл жизни, для того чтобы она никогда не кончилась.
Лев Фридман Источник информации: Программа формирования воспитанности учащихся. журнал "Народное образование" №6 2002г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий